Изоражение сердечка из пальцев
Логотип

Шпаковская РБ

Единый контактный номер: 8 (86553) 2-13-51

Детский телефон доверия: 8 (800) 200-01-22

e-mail: shcrb@mail.ru

Профессиональное врачебное издание «Медицинская газета» 04.08.2021 № 30 «Цифровые технологии в экспертизе и профилактике»

В рамках Всероссийского форума «Здоровье нации» прошёл «круглый стол» на тему «Проведение профилактических мероприятий, восстановление объёмов плановой помощи, новый порядок контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Организатором обсуждения стал Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Модератором дискуссии выступила заместитель председателя фонда Светлана Кравчук.

Новые помощники

Главной темой, которая рассматривалась на заседании стало внедрение информационных технологий в профилактику. Одной из основных функций, возложенных на страховые медицинские организации (СМО), является информационное сопровождение застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи. В рамках этого направления осуществляется информирование застрахованных лиц о проведении профилактических осмотров, диспансерном наблюдении и контроля приверженности к лечению. Территорией, где много сделано для этого, является Пензенская область. Опытом организации подобной работы поделилась директор территориального фонда ОМС области Елена Аксёнова. Она показала, как проходит информирование при проведении профилактических мероприятий взрослого населения на территории за 5 месяцев 2021 г. Акцентировала внимание на важности диспансеризации и профосмотров с целью выявления хронических заболеваний у граждан. Кроме того, Елена Александровна говорила об информационном взаимодействия между медицинскими организациями, СМО и ТФОМС в рамках реализации профилактических мероприятий.

«Выстроена целостная система такого информирования. Списки застрахованных лиц, имеющиеся у СМО и ТФОМС, помогают достичь большого процента охвата информированием о необходимости пройти профилактический осмотр, диспансеризацию, посетить какого-то специалиста, – отметила Е.Аксёнова. – Объём сообщений, которые нужно довести до застрахованных, резко вырос в период пандемии. Поэтому ставка делается теперь на письменные сообщения. Но это происходит поэтапно, при этом наиболее часто используется формат ежемесячной рассылки. Она включает в себя и список мероприятий, которые необходимо посетить застрахованному. Обязательно указываются сведения о конкретной медицинской организации, её контактные данные. Также с учётом эпидемиологической ситуации, складывающейся на территории, отправляются напоминания о соблюдении масочного режима, введённых ограничительных мерах и их сроках. В течение 5 месяцев 2021 г. в регионе СМО разослали CMC-сообщения более 540 тыс. человек. По масштабу это сравнимо с прошлым годом».

Именно пандемия подтолкнула к активному использованию СМС-рассылки. Так ТФОМС, Минздрав области и СМО проинформировали население о приостановлении профилактических мероприятий в прошлом году. В течение марта 2020 г. было отправлено более 60 тыс. таких объявлений. Не менее важно, что с началом подъёма заболеваемости, решением Минздрава области на базе Пензенской областной клинической больницы им. Н.Н.Бурденко был создан контактный центр. Все позвонившие в это подразделение могли получить консультацию врачей, эпидемиологов. Для его работы было разослано около 100 тыс. оповещении застрахованным лицам. Благодаря этому 10 тыс. человек воспользовались возможностями нового сервиса. Из этой группы порядка 800 получили лекарства в рамках льготного обеспечения, для 100 был оформлен вызов врача на дом. Естественно, проводился и анализ обращений, осуществлялись телефонные опросы, чтобы выявить «узкие места», понять, почему больные с хроническими заболеваниями не проходят вовремя назначенные исследования. В этом году эта работа продолжилась. За 5 месяцев информированием охвачено уже 7,5 тыс. человек. Достаточно часто после получения сообщения застрахованные активно начинают задавать вопросы о порядке проведения конкретного исследования, диспансеризации, профилактических осмотров. А это, в свою очередь, требует дополнительных разъяснений уже со стороны представителей страховых компаний.

Директор филиала АО «Макс-М» Дмитрий Гагаринский в своём докладе отметил, как работает информирование пациентов в одной из крупных страховых компаний в Пензенской области. Страховые представители занимаются не только информированием застрахованных о профилактических мероприятиях. Они наделе осуществляют контроль за соблюдением назначений у лиц, находящихся на диспансерном учёте. То есть с помощью специальной системы они могут оценить приверженность к лечению. Программа собирает настоящее досье на каждого пациента, фиксирует ход лечения впервые выявленного заболевания. Цифровые технологии позволяют проследить все этапы оказания медицинской помощи. Перечисленные сведения являются доступными как для специалистов лечебного учреждения, так и СМО, и фонда. Это даёт возможность оценить, насколько эффективно и своевременно проводятся профилактические мероприятия. Содокладчиком выступила заместитель главного врача городской поликлиники Пензы Ирина Мартина.

Информатизация шагает по стране

Об особенностях проведения профилактических мероприятий в 2021 г. на территории Волгоградской области говорила и директор ТФОМС Волгоградской области Анастасия Пайль. Её выступление касалось вопросов работы медицинских представителей, сопровождения ими процесса лечения, преемственности его, устранения факторов риска, если такие выявлены.

О том, что без бережливых технологий трудно представить сегодня работу по профилактике, заявила и директор ТФОМС Калининградской области Татьяна Демина. Содокладчиком её выступления, отметившим, что дают подобные технологии, был директор центральной городской клинической больницы Калининграда Станислав Ким.

Директор ТФОМС города Севастополя профессор Татьяна Гроздова посвятила своё сообщение региональным особенностям проведения диспансеризации на примере города федерального значения. Крым и Севастополь вошли в состав нашей страны в 2014 г. Учитывая это, перестраивалась ранее существовавшая система профилактики и оказания медицинской помощи. Её нельзя назвать полностью сформировавшейся, население увеличивается. Городская система здравоохранения продолжает формироваться. Это вносит свои коррективы в работу лечебных учреждений.

Интересный опыт в повышении диспансеризации показал на примере уже сибирского мегаполиса начальник Управления организации ТФОМС Красноярского края Александр Коваленко.

– Сегодня мы имеем дело со становлением, по сути, новой специальности - страхового представителя, – отметил директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин. – Очень важно проводить мероприятия по укреплению имиджа системы ОМС. Не так давно в Екатеринбурге завершился конкурс, в ходе которого были выбраны лучшие страховые представители первого и второго уровней. Их искренность, доброта, опыт и профессионализм вместе с огромной любовью к пациентам, которые они продемонстрировали в последние несколько месяцев в ходе конкурса, должны стать своеобразным профессиональным стандартом деятельности в системе ОМС. Такие формы нужно внедрять и в других регионах нашей страны.

О дистанционном мониторинге больных с артериальной гипертензией на предыдущих форумах говорилось много. Но, наверное, наиболее полно на основе телемедицинских технологий и с созданием информационной системы «Дистанционный кардиолог» он проводится в Воронежской области. Директор ТФОМС региона кандидат медицинских наук Александр Данилов продемонстрировал, как это работает на практике. Результаты его анализа подтвердила конкретными фактами содокладчик, главный врач Воронежской городской поликлиники № 1, кандидат медицинских наук Елена Белозерова.

Фокус на раннее выявление

Риск-ориентированная модель защиты прав пациентов в системе ОМС была показана с помощью чек-листов экспертизы качества диспансерного наблюдения в онкологии. Подобный анализ провёл советник генерального директора страховой компании «Капитал медицинское страхование», член совета Общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко.

Оценка качества лечения проводится в соответствии со статьей 46 Закона РФ № 323-ФЗ, которая гласит: «Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определённой периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Подобная проверка назначается при диспансерном наблюдении в онкологии на основании следующих ведомственных документов: приказа № 915н от 15.11.2012 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология»» (приказ № 116н от 19.02.2021); приказа № 548н от 04.06.2020 «Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями», стандартов диспансерного наблюдения по нозологиям злокачественные новообразования, утверждённых приказами Минздрава России. Используются и клинические рекомендации по диагностике и лечению опухолей, которые разработаны и утверждены Ассоциацией онкологов России.

Докладчик пояснил, что дефектом будет считаться не выполнение мероприятий диспансерного наблюдения, создающее риск прогрессирования заболевания несвоевременно поздней диагностикой рецидива ввиду несвоевременного и/или неполного выполнения, либо отказом от выполнения требований диспансерного наблюдения. Какие дефекты выявили эксперты этой страховой компании, он показал на конкретных клинических примерах.

Не менее показательным было выступление, посвященное векторам развития контрольных экспертных мероприятий в ОМС, исполнительного директора по экспертизе медицинской помощи страховой компании «СОГАЗ-Мед» Юрия Брудастова. Контрольные мероприятия должны быть ориентированы на обеспечение преемственности медицинской помощи. Не менее важно, чтобы они анализировали все этапы лечения пациентов.

Никто не спорит, медицинская помощь должна быть технологичной и современной. Но снизить смертность можно будет только тогда, когда лечение будет начинаться своевременно, а опасные заболевания будут выявляться на ранних стадиях. Для этого диагностика и профилактические мероприятия должны проводиться на высоком уровне.

Алексей ПИМШИН

Ссылка на новость: https://tfomssk.ru/~E5rfA

Записаться на прием к врачу без очередей

На порталеGOOGLE PLAYappstore

Запишитесь на прием к врачу через интернет

Воспользуйтесь сервисом для записи на прием к врачу с помощью интернет-портала. Не тратьте время на посещение регистратуры и очереди. Также Вы можете записаться на прием при помощи мобильных приложений